Во все времена общество ценило индивидуальность, и эпоха глобализации не стала исключением… Самым наглядным примером могут послужить продукты питания. Фамилия производителя, название фермы или региона происхождения на упаковке клубники, на баночке оливкового масла, на сыре, не говоря уже о вине – это гарантия качества и определенная легенда, стоящая именно за этим товаром и отличающая его от тысячи ему подобных. Вот что такое добавочная стоимость!
В реалиях постсоветских стран – это походы на продуктовый рынок, где вы совершаете покупки, попутно обсуждая с продавцами школьные успехи детей. В реалиях изысканного парижского art de vivre это может быть встреча с подругой, у которой в руках вы увидите, скажем, потрясающую сумочку из кожи питона. Похвалив ее выбор, вам придется полчаса выслушивать трогательную историю о молоденькой девушке-дизайнере, которая буквально спасла от закрытия галантерейное ателье и делает там теперь такие замечательные вещи, и не только такие …. Как бы то ни было, мы понимаем, что модный аксессуар приобретает самостоятельную ценность, так как за ним стоит целая история («storytelling», по-английски звучит очень убедительно!) Современные социологи, чье призвание - быстро реагировать на возникающие в обществе тенденции, анализировать их и давать им умные названия, безусловно, отметили это явление. Так, французский социолог Патрис Дюшмен (Patrice Duchemin), анализируя ситуацию на парижском рынке товаров и услуг, отмечает: «Мы недавно перенесли свое внимание с лейбла "made in" на "made by". Уже не столь важно место производства, при этом оно подразумевается достойным (Китай – отдельный случай), сколько человек, изготовивший предмет. Мы возвращаем человека в центр событий, в центр того процесса, который можно назвать новым ремесленничеством (artisanalité). Активная работа модных блогов, максимально нацеленных на тему персонификации, конечно, способствует этой тенденции.»
Специалисты называют такой подход «капитализмом с человеческим лицом», противопоставляя его азиатским производствам, где за каждой вещью мы подозреваем полулегальный, низкооплачиваемый труд. Напротив, «made in France», будь то Париж, Каркассон или Аверон, приобщает покупателя к славной истории, в которой обычно речь идет о дедушке – основателе, школьных друзьях или братьях, открывших совместное дело. Особенно эффектно выглядят чудесные семейные ателье, которые обретают новую жизнь благодаря талантливому дизайнеру или модному блоггеру, который их нашел. Такие истории, действительно, полны гуманизма и веры в добро.
И все же, где грань между маркетингом и реальными ожиданиями потребителей? Надо сказать, что крупные модные дома с большим вниманием относятся к тенденции «made by». Например, дни открытых дверей «Les Journées Particulières LVMH» предлагают широкой публике познакомиться с ремесленными ноу-хау компании: от часовщика до обувщика. Как в этом контексте не вспомнить тематические коллекции Chanel с использованием аксессуаров из ателье, объединенных под крышей дома! Дом Gucci организует Gucci Artisan Tour, представляя в бутиках по всему миру самые знаковые изделия своих мастеров. В доме Hermès (который, кстати, снял рекламный фильм под названием Les Mains d’Hermès, (Руки Hermès)), каждый мастер маркирует свои изделия персональным знаком. Промышленное закулисье играет очень важную роль для психологии потребителей, предлагая доверительные, почти человеческие отношения.
Тенденция «made by» также благотворна для мастеров – ювелиров, галантерейщиков, традиционно работавших в центре Парижа. Их бутики до сих пор хранят былые истории и тайны, столь необходимые в бизнесе made in Paris !