Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». В июне 2015 года мы почтили память уникального модельера Кармен де Томмазо (Карвен), которая покинула этот мир в почтенном возрасте 105 лет, став кавалером Ордена Почетного легиона и кавалером Ордена Искусств и словесности. Зачастую при написании статей о наших героинях, мы пользуемся кинематографическим приемом, пытаясь представить, какою сценою может начинаться или завершаться сценарий, посвященный их жизни. В сценарии под названием «Мадам Карвен» не будет излишнего драматизма, проверяющего зрителя на слезоустойчивость, не будет лишений, забвений или самопожертвования ради успеха – этот фильм подарит зрителю массу красивейших пейзажей, море любви и, безусловно, безошибочное чувство стиля и истинно парижскую элегантность. Впрочем, преодоление в ее жизни было. По словам самой Мадам Карвен, будь она высокой и красивой девушкой, она никогда бы не создала собственный модный дом. Рост всего 155 см и склонность к полноте – не лучший стимул для самоутверждения в мире моды. Однако, ей удалось обратить недостаток в достоинство и найти тем самым свободную нишу.
Кармен де Томмазо родилась в 1909 году, и тот факт, что отец назвал обеих дочерей в честь оперных героинь, свидетельствует о многом. Девочки росли в атмосфере любви, искусства, красоты и финансовой обеспеченности. Благодаря своей тете Жози де Буаривен маленькая Кармен приобщилась к модным показам известных кутюрье, а впоследствии посещение лекций знаменитого архитектора Малле-Стивенса (ставшего, кстати, ее деверем) позволили ей воспринять моду, не только как игру воображения, но и как архитектуру и расчет пропорций: «Я чувствую себя скорее архитектором, чем дизайнером. Кутюрная коллекция – это настоящее упражнение на пропорции» - говорила она. Дом Carven стал ровесником победы во второй мировой войне, и период с 1945 по 1955 годы стал, по мнению историков моды, самым знаковым для марки, потому что в моделях этого периода «модельеру удалось с большим изяществом передать беззаботную радость жизни, которая охватила людей после войны». Название модного дома состоит из первого слога имени Carmen и последнего слога фамилии Boyriven (напомним, что ее тетя Josy Boyriven сыграла большую роль в профессиональном становлении будущей мадам Карвен).
Первые шаги Карвен в моде держались на чистом энтузиазме и даже в какой-то мере на случайности. Хотя… случайность – орудие Судьбы. Обнаружив на чердаке старый рулон хлопчатобумажной ткани в бело-зеленую полоску, Карвен сумела в нем разглядеть перспективу возрождения оптимистичной послевоенной моды, и созданная из этой ткани модель под названием Ma Griffe стала ее первым большим успехом, тогда как сочетание белого и зеленого цветов определило будущую фирменную палитру.
Веселые и оптимистичные по своей природе французы изголодались по красоте и легкости, а стиль Carven ассоциировался с молодостью, естественностью и импульсивностью, что оказалось очень кстати. Как уже было сказано, она начала работать на клиенток с миниатюрным телосложением. Здесь скрываются свои секреты! Платье способно визуально удлинить силуэт, скрыть лишние выпуклости, сделать талию тоньше за счет специальных защипов. Карвен не только освоила все эти премудрости, но и усовершенствовала их благодаря специальной технике кроя и использованию исключительно качественных натуральных тканей. Одной из первых «прорывных» клиенток Карвен стала актриса Вера Клузо. И поскольку ее мужу – режиссеру Жоржу Клузо пришелся по вкусу новый стиль жены, он предложил Карвен создать костюмы для своего нового фильма. И это стало началом сотрудничества модного дома Carven с мировым кинематографом.
Среди инноваций от Carven можно перечислить модель бюстгальтера Sylvène под платье с большим вырезом (ставшую впоследствии balconnet), широкое применение экзотических тканей в европейских моделях, креативный подход к понятию «униформы» - Карвен разработала одежду для стюардесс, для женского состава дорожной полиции и для французских спортсменок в преддверии Олимпийских игр 1976 г. Она первой придумала использовать пробники духов! В 1955 году в честь 10-летия освобождения Парижа на французскую столицу опустились сотни пробников духов Ma Griffe на белых и зеленых парашютиках. Эта мизансцена, воистину, стала бы ярчайшим моментом нашего фильма!
Модный дом Carven довольно быстро приобрел популярность, ряды его клиенток пополнились известными актрисами, балеринами, певицами. Также Карвен создавала наряды для аристократок, поскольку ее модели были не только удобны, красивы, но и необыкновенно элегантны благодаря врожденному вкусу и чувству стиля дизайнера. Например, она создала свадебное платье для Анны-Эмоны де Брант, невесты Валери Жискар д’Эстена, а также для Бернадетт Шодрон де Курсель, будущей мадам Ширак. Дадим слово Бертрану Мейер-Стабле: «В пятидесятые годы европейское общество захвачено ветром легкомыслия, и платья Карвен соответствовали духу времени».
В самом характере мадам Карвен было нечто, выделявшее ее из плеяды великих кутюрье того времени. Очень обаятельная, излучающая собой позитив и радость, она сумела перенести эти качества в свое творчество. Она не стремилась создать образ кутюрье-диктатора, как некогда Диор. Она не выглядела вечно раздраженной, как Шанель, или высокомерной, как Эльза Скиапарелли или Люсиль Манген. Высокомерная и слегка деспотичная жрица моды, замкнувшаяся в своем творчестве и самой этой замкнутостью определяющая право арбитра хорошего вкуса – не ее стиль! Надо отдать должное мадам Карвен. Никогда не навязывая собственное мнение и не ставя себя вровень с такими корифеями, как Мадлен Вионне, она сумела привнести в вычурную высокую моду пятидесятых некий элемент непринужденности, предваряя тем самым торжество прет-а-порте. Вот что пишет об этом Бертран Мейер-Стабле: «У Карвен не было ни маниакальной сосредоточенности на работе Мадам Гре, ни болезненной застенчивости Ива Сен-Лорана, ни хвастливости Жака Фата, но она так же глубоко понимала значение парижской элегантности для всего остального мира, так же тонко чувствовала красоту платья, так же высоко ставила качество кроя и тщательность техники. Она не умела высокопарно рассуждать о моде, но у нее был отличный вкус и много отличных идей…»
phto: Eric Emo
Благодаря своему характеру, Карвен была открыта новым идеям, в том числе, маркетинговым. Например, она поняла, какой мощный промоушн ее коллекциям может дать кинематограф. В 1950 году когда на французский экран вышла культовая лента «Унесенные ветром», она создала коллекцию по ее мотивам и устраивала дефиле во всех кинотеатрах, где проходил премьерный показ. Анри-Жорж Клузо снял несколько фильмов подряд, наряды для которых создала Карвен. В 1959 году Симона Синьоре ступила на красную дорожку для получения «Оскара» в платье от Carven. Кино, театр, поездки по всему миру, по всем столицам крупных стран… Надо ли говорить, что японские женщины – миниатюрные, как сама мадам Карвен, были просто без ума от ее творчества! «У меня всегда есть идеи, множество идей», - говорила она.
photo: Henry Clarke
Поездки, как источник вдохновения и новых знаний, стали неотъемлемой частью жизни Карвен и ее команды. В результате модели приобретали привкус экзотики и характерные названия: «Пеликан», «Амфора», «Берег Слоновой Кости»,.. Кстати, задолго до Ива Сен-Лорана она выпустила коллекцию под названием «Опиум». Дом Carven занимался всеми направлениями моды, которые могли быть интересны клиентам – вплоть до мужской линии прет-а-порте и спортивной одежды. «Карвен носилась по всему миру со своими манекенщицами, оставляя за собой аромат фирменных духов».
Мадам Карвен 1962 году
Мадам Карвен ушла из профессии только в 1993 году в возрасте восьмидесяти трех лет! Проработав полвека в модном бизнесе, она выполняла по шестьсот моделей в сезон, поражая умением улавливать дух времени, вдохновляться им, а порой даже его предвосхищать. «Высокая мода – увлекательное занятие, потому что приходится меняться каждые полгода. Тебе некогда скучать…» Любопытный факт, свидетельствующий о широте ее души и тех, кто шел рядом с ней по жизни: коллекция произведений искусства, которую мадам Карвен и ее второй супруг Рене Грог подарили музею Лувра, была названа «подарком века» благодаря своей ценности и значимости для искусства.
На самом деле, придумать финальную мизансцену для нашего «сценария» довольно сложно, так как жизнь Карвен складывалась достаточно ровно и успешно – сыграть на контрасте не получится))) Но нам бы хотелось завершить статью несколькими цитатами героини. Пожалуй, они станут нужным аккордом!
«Я отказываюсь создавать модели, которые нельзя носить. Я люблю делать людей красивее, а не наряжать их в карнавальные костюмы. Своеобразие и гротеск – разные вещи. Элегантность не может быть шокирующей..»
«По-настоящему элегантная женщина не станет добиваться того, чтобы на нее уставились, как только она появится на пороге. Она не стремится произвести сенсацию. Подлинная элегантность – это утонченность, это впечатление, которое возникает исподволь, постепенно. Если девушка хочет сразить всех наповал, это, на мой взгляд, просто вульгарно… Только актрисы имеют право не соблюдать чувство меры и бросаться в крайности. Ведь они играют роль.»