Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Рубеж ХIХ – ХХ веков был определяющим в истории европейской цивилизации, и мода – как неотъемлемая часть человеческой культуры – откликнулась на него соответствующими изменениями. Нам придется задержаться на начале ХХ века в течение нескольких глав – настолько щедрым оказался этот исторический период на таланты и творческую мысль. Сегодня наша героиня - Жанна Пакен (Jeanne Paquin).
Жанна Пакен стала первой французской женщиной-модельером, получившей международную известность. Ее заслуга заключается не только в создании элегантных, утонченных нарядов, но и в организации модного дома, как такового. Умение выстраивать отношения с заказчиками и с собственными работниками, креативный подход к вопросам рекламы делает ее фигуру интересной с точки зрения менеджмента даже в наши дни. Однако, обо всем по порядку.
Феномен дома Пакен неотделим от понимания эпохи, в которую он возник. Конец ХIХ столетия – это торжество разума, теория эволюции, мечты о покорении природы и попытка освободиться от пут традиции и религиозных запретов. В Париже проходит ряд Всемирных выставок: «… окна, распахнутые в мир. А для индустрии моды это витрина, на которую съезжаются поглазеть со всего мира, и главные барыши здесь получают производители предметов роскоши». Наблюдается триумф причудливого и недолговечного направления в искусстве под названием модерн (art nouveau), к которому мы до сих пор возвращаемся в своих творческих исканиях.
По словам современников, дамские наряды этого периода эволюционировали параллельно декоративно-прикладному искусству. Гардероб существенно не менялся, зато возрастала роль декоративных элементов. В индустрии моды еще не наметился антагонизм отрасли пошива на заказ (в будущем haute couture) и массового пошива недорогой одежды (в будущем прет-а-порте). До определенного момента модные дома шьют на заказ и торгуют готовой одеждой на равных основаниях, одни и те же модельеры и швеи заняты в обоих случаях – в зависимости от спроса. Но в 1910 году изготовители модной одежды на заказ решают выделиться в отдельную профессиональную группу, что является важной вехой в истории моды. Дадим слово Бертрану Мейер-Стабле: «Отныне две отрасли моды пойдут каждая своим путем, выработают свои профессиональные правила, и между ними возникнет непримиримое противостояние. Одна из них будет создавать уникальные модели для избранных. Другая – удобные и доступные по ценам вещи для скромных горожанок. У каждой есть свои козыри. У изготовителей одежды на заказ это роскошные ткани, высокий уровень технической отработки, а также вдохновенная фантазия кутюрье, которую он вкладывает в свои платья».
Как же простой ученице портнихи удалось создать престижный модный дом, несмотря на жесточайшую конкуренцию, сложившуюся на тот момент в Париже, стать одним из лидеров отрасли sur mesure (пошива на заказ) и войти в историю моды, как кутюрье всей европейской аристократии своего времени? К тридцати годам Жанна Пакен становится эталоном парижского стиля – самые знаменитые актрисы Парижа выходят на сцену в костюмах от Пакен, у нее одевается весь цвет Европы, ее наряды покоряют заокеанских модниц! В своих интервью она заявляет: «Если вы хотите узнать, чем я руководствуюсь в работе, то вот вам мои основные принципы: всегда стремиться к максимальной простоте, находить оригинальную деталь, следовать своему индивидуальному стилю.» Она – мастер изысканного эффекта. Красный мак на белом атласном лифе, кружевная вставка, хрупкая роза или оборка, похожая на паутинку – все эти элементы оказываются именно там, где нужно, чтобы из платья получился шедевр! Тот самый собственный стиль, о котором говорила Жанна Пакен.
Помимо безусловного таланта, Жанна необыкновенно требовательна как к себе, так и к своим швеям. Все наряды, выходящие из мастерской Paquin, отмечены культом красоты и совершенства. А новые модели здесь создаются каждую неделю, ведь VIP-клиентки не допускают мысли о том, чтобы дважды появиться на людях в одном и том же платье. Порой триста часов кропотливой ручной работы целой армии закройщиков, швей и вышивальщиц уходят на то, чтобы счастливая обладательница платья надела его один-два раза!
Жанна Пакен интересуется авангардными течениями в искусстве, создает ряд театральных костюмов в стиле модерн. По ее мнению, у высокой моды много общего с искусством ваяния, и она превращает ткань в платье, как скульптор превращает кусок мрамора в статую.
Однако, быть талантливым дизайнером в Париже – это слишком мало. Жанна Пакен и ее супруг Исидор Жакоб оказались хорошими менеджерами в самом современном понимании этого слова. Супруг занялся развитием семейного бизнеса за рубежом, у него замечательное коммерческое чутье, прекрасный вкус и несомненное обаяние. Современники подчеркивали, что обаяние молодых супругов сыграло немаловажную роль в их успехе: «достаточно сравнить атмосферу в их модном доме с холодностью и высокомерием, которые царят у Ворта.» Сама Жанна оказалась гением рекламы.
Во-первых, она – открытая личность, часто выступает в прессе, приводя в восторг журналистов и читателей своим остроумием и суждениями о моде. Во-вторых, она умеет «ловить момент». Например, на заре своей деятельности желая ознакомить как можно больше потенциальных клиентов с продукцией марки, она отправляла на ипподром (на площадку для взвешивания, где всегда прогуливаются элегантные дамы) или на пышные благотворительные праздники группу манекенщиц в вечерних туалетах.
Уже после смерти мужа она (одна из первых среди владельцев модных домов!) объединит под своей маркой изготовление одежды, белья, меховых изделий и аксессуаров. В начале ХХ века она предоставит клиентке возможность купить все необходимое по одному и тому же адресу! В 1913 году Жанна Пакен получает высшую награду – орден Почетного легиона за благотворительную деятельность, став первой женщиной-кутюрье, удостоившейся такой чести. Чтобы понять, насколько близкой к проблемам простых людей осталась эта законодательница парижской моды, элитный дизайнер и успешный бизнесмен, приведем несколько фактов:
- для понимания «требований современной жизни» Пакен, одевающая знаменитостей, коронованных особ и премьер-министров, ездит в омнибусе, ходит пешком, толкается в метро, … и в результате появляется коллекция цельнокройных несложных платьев с какой-нибудь очаровательной деталью вроде пуговицы, пряжки, пояса. Как обычно, эта деталь делает из простой вещи уникальный наряд!
- ежегодно она направляет группы своих работниц по двадцать-тридцать человек на море, арендуя для них домики, отдых полностью оплачивает она;
- во время забастовки работниц в 1917 году (а это около 3000 человек!) она идет им навстречу и даже защищает инициаторов забастовки от преследований властей;
- во время первой мировой войны Жанна Пакен отдает свою виллу в Сен-Клу под военный госпиталь и переводит одну из мастерских на пошив солдатского белья, сама же организуя его доставку на фронт;
- собранную коллекцию живописи она подарит музею Пети-Пале….
Личность, достойная восхищения! Не зря Жанна Пакен стала «притчей во языцех» современных ей художников и даже поэтов. Жен Беро посвятил свою картину работницам Paquin, а Анри-Александр Жерве увековечили в красках примерочный салон. Как пишет Б. Мейер-Стабле, «дому Paquin оказали самую высокую честь – о нем написали фривольную уличную песенку….»)))) Кстати, ее до сих пор поют на парижских концертах в стиле ретро!
Талант Жанны Пакен выразился еще и в способности уйти со сцены высокой моды в нужный момент. Мировая война принесла новый общественный порядок. На смену «девушкам в цвету» по Марселю Прусту пришел «человек, который спешит» по Полю Морану. Короны сброшены, корсеты забыты, шлейфы отстегнуты…. Изменился состав VIP-персон, у них другие вкусы. Публику теперь очаровывает неотразимое трио Ланвен-Вионне-Шанель, не говоря уже об ироничной Эльзе Скиапарелли. Впрочем, это уже другая история. И не одна!
По книге Б.Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир»
Материал подготовила Анна Залевская