Череп уже в древние времена был эмблемой смертности человека, но в то же время рассматривался как вместилище души и наделялся особой ритуальной ценностью. Все искусство ацтеков было подчинено главной цели – умилостивить богов, поэтому и себя, и ритуальные статуи они украшали ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших обряд жертвоприношения. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил, даровала здоровье и богатство. По мнению мексиканцев, черепу подвластны земные глубины и их силы, в этой стране и в наше время празднуют день Смерти: все надевают маски-черепа и одежду с декором в виде скелета, едят конфеты-черепа и черепа-печенье, запивая напитками из черепов. В Перу вытянутый назад череп был показателем аристократического происхождения, и его специально деформировали в раннем детстве. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом в знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян. Череп – символ отречения от мира на пути к спасению у индуистских отшельников санньясинов, атрибут грозных божеств тибетского пантеона и христианских апостолов и святых (апостол Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский). Маги использовали череп для колдовства, а алхимики называли мертвой головой бесполезные для дальнейших действий и превращений остатки алхимических распадов. По легенде, именно из черепа убитой лошади выползла ужалившая Вещего Олега змея. Масоны в качестве магической реликвии хранили череп главного магистра ордена Рыцарей Храма Якова де Моле, сожженного на костре в 1314 г.
Череп как символ очень распространен в военной тематике. Уже первобытные народы, чтобы завладеть силой и мастерством врага, делали из черепов и засушенных голов побежденных ожерелья, использовали их черепа вместо кубков, украшали ими различные регалии. В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, его использовали в декоре доспехов и оружия, во время триумфальных шествий, сопровождая фразой «Помни о смерти» (лат. «Memento mori»). Черную метку, то есть изображение мертвой головы (череп и две скрещенные кости под ним), у пиратов и флибустьеров присылали как знак смертного приговора. В армиях Европы изображение черепа с костями вошло в моду в XVIII в. с приходом в литературу, живопись и архитектуру стиля романтизм. Офицеры заказывали себе значки с черепами и украшали ими свои мундиры.
Первыми из регулярных частей изображение черепа официально сделали частью формы «гусары с мертвой головой» (нем. Totenkopfhusaren) прусской армии Фридриха Великого. Они носили серебряный череп с костями на черных киверах как символ единства войны и смерти на поле битвы. Затем «мертвая голова» была введена в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках. В русской армии серебряная мертвая голова на головных уборах появилась в 1812 г. в Смертоносном (Бессмертном) конном полку Петербургского ополчения: в заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка, подражая своим прусским товарищам, с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально этот символ был закреплен в форме полка только в начале XX в. императором Николаем II. Командиру 17-го Донского казачьего полка генералу Бакланову черный шелковый знак с вышитой серебром «адамовой головой» и надписью «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» прислали в подарок монахини Новоиерусалимского монастыря. Мертвая голова до сих пор является одним из знаков отличия кавалеристов Королевского уланского полка Войск Ее Величества королевы Великобритании.
Первые упоминания о ювелирных кольцах и подвесках с черепами, украшенными белыми и черными драгоценными камнями, относятся к XV – XVI вв. Одним из экспонатов коллекции музея «The Metropoliten» в Нью-Йорке являются католические четки XVI в. Их звенья представляют собой вырезанные из слоновой кости головы и бюсты, оборотной стороной которых являются черепа и скелеты. В XVII в. были в моде черепа-подвески и кольца из золота, декорированного камнями и черной эмалью. Во второй половине ХIХ в. они снова вошли в моду под влиянием траура королевы Виктории после смерти мужа, принца Альберта, в 1861 г. Очень популярными стали также карманные часы-черепа.
В середине ХХ в. тема смерти не только не пользовалась популярностью, ее старательно избегали – невозможно одновременно серьезно думать о деньгах и о вечном, о смысле и скоротечности жизни. И когда из повседневной жизни практически исчезли религиозная и философская стороны вопроса, осталась самая простая подоплека его популярности – перманентная игра в Хэллоуин на каждый день, поскольку пугающее всегда притягательно, а значит, и продаваемо.
В 2000 – 2010-е гг. череп стал самой распространенной символикой, пользующейся спросом не только у байкеров, рокеров, любителей эстетики нуар, стиля готического и эмо, но и захватившей «исконные территории» других стилей. Это браслеты с черепами-шармами и туфли с золотыми черепами (вместо привычных бантов и цветов) в носочной части, клатчи-менудьеры с застежкой в виде черепа, ювелирные кастеты с черепами, ремни с брелоком-черепом от «Alexander MacQueen»; коллекция колец и подвесок от «Dior» в виде черепов из драгоценных камней с коронами из бриллиантов; флаконы в виде черепа (ароматы «To be the Queen» и «To be the Woman» от «Police»); коллекция золотых запонок «Skull Cufflinks» с инкрустацией бриллиантами от «Fine English Company» и запонок в форме черепов из черного золота с бриллиантами от «De Grisogono»; золотые черепа «Skull» с выползающей из глазниц изумрудной, рубиновой или бриллиантовой змеей от «Theo Fennell»; перстни с черепами коллекции «Alchemy in the UK» и кольцо «Hangman» с черепом и удавкой от Стивена Вебстера. Это линии часов на все вкусы от законодателя моды на часы с черепами, знаменитой швейцарской часовой компании «Corum» (черепа пиратские, гламурные, «мертвая голова»), не говоря уже о бижутерии, татуировках и принтах на самых разных аксессуарах (например, кашне от «Alexander MacQueen»). Возможно, это связано с нагнетавшимся СМИ и разными материально заинтересованными лицами ожиданием конца света 21.12.12. Или с постоянно муссируемой загадкой хрустальных черепов. Или после успехов «Пиратов Карибского моря» стало модно быть «пиратом». Или каждому захотелось иметь маленький аналог инкрустированного 8601 бриллиантом платинового черепа: по эскизу Дэмиена Хёрста его создали мастера ювелирной фирмы «Benrly&Skinner» (Лондон), причем бриллианты одинакового цвета и уровня качества ювелирам пришлось подбирать около двух лет. Череп был продан на аукционе за 100 млн. долларов группе анонимных инвесторов, одним из которых, как выяснилось в скором времени, был сам Хёрст.
Материал предоставлен авторами проекта «Мода в контексте культуры», экспертом и историком моды Татьяной Терешкович и художником Светланой Зябкиной, и является статьей из готовящейся к выходу «Энциклопедии обуви, аксессуаров и парфюмерии». Подробнее с проектом и всеми его направлениями можно познакомиться на авторском сайте www.kulmod.com